Тревожные дети
Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях.
Тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:
-
противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями либо школой;
-
неадекватными требованиями (чаще завышенными);
-
негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.
Тревожность во многом зависит от уровня тревожности окружающих взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в тех, где часто возникают конфликты. Авторитарный стиль отношений родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка. Тревожность может быть сопряжена с неврозом или другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.
ПОРТРЕТ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА
Тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступить к новым видам деятельности.
У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
Если агрессивные, гиперактивные дети всегда на виду, то тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе.
ПРИЗНАКИ ТРЕВОЖНОСТИ
-
тревожный ребенок не может долго работать, не уставая;
-
ему трудно сосредоточиться на чем-либо;
-
любое задание вызывает излишнее беспокойство;
-
во время выполнения заданий очень напряжен, скован;
-
смущается чаще других;
-
часто говорит о напряженных ситуациях;
-
боится сталкиваться с трудностями;
-
не уверен в себе, в своих силах;
-
плохо переносит ожидание;
-
часто не может сдержать слезы;
-
обычно беспокоен, легко расстраивается;
-
пуглив, многое вызывает у него страх;
-
спит беспокойно, засыпает с трудом.
РЕКОМЕНДАЦИИ
-
Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет значимых для него людей.
-
Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
-
Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой – либо предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
-
Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
-
Чаще используйте ласковый телесный контакт.
-
Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
-
Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, но так, чтобы он знал, за что.
-
Не предъявляйте завышенных требований.
-
Старайтесь делать как можно меньше замечаний.
-
Используйте наказание лишь в крайних случаях, ребенка не унижайте, наказывая.
Родители, помните!
-
Если ребенка постоянно критикуют, он учится НЕНАВИДЕТЬ.
-
Если ребенок растет во вражде, он учится АГРЕССИВНОСТИ.
-
Если ребенка постоянно высмеивают, он становится ЗАМКНУТЫМ.
-
Если ребенок растет в упреках, он учится ЖИТЬ С ЧУВСТВОМ ВИНЫ.
-
Если ребенок растет в терпимости, он учится ПРИНИМАТЬ ДРУГИХ.
-
Если ребенка подбадривают, он учится ВЕРИТЬ В СЕБЯ.
-
Если ребенка хвалят, он учится БЫТЬ БЛАГОДАРНЫМ.
-
Если ребенок растет в честности, он учится БЫТЬ СПРАВЕДЛИВЫМ.
-
Если ребенок растет в безопасности, он учится ВЕРИТЬ В ЛЮДЕЙ.
-
Если ребенка поддерживают, он учится ЦЕНИТЬ СЕБЯ.
-
Если ребенок живет в миролюбии и понимании, он учится НАХОДИТЬ ЛЮБОВЬ В ЭТОМ МИРЕ!
Желаем Вам терпения и успехов!
Автор: педагог-психолог ЦДО Богомолова Ю.А. |