Используемые информационные и фото материалы размещены на сайте в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", с согласия работников школы и законных предствителей учащихся, а также политикой в отношении обработки персональных данных. (читать) Субъект персональных данных разрешает обработку персональных данных неограниченным кругом лиц. Запретов не установлено.
Главная » Статьи » Разное » Информация

Психологические аспекты возникновения ранней наркомании

 

Психологические аспекты возникновения ранней наркомании

 

К моменту, когда ребенку исполняется 10 лет, он охотно учится и стремится развивать свои умственные способности и индивидуальность. Он уже имеет представление о том, для чего необходимо образование, и умеет учиться. Если его не слишком много ругают и у него не накопилось слишком большого количества плохих отметок, ему по–прежнему нравится школа и нравится учиться.

 

Существуют, конечно, другие особенности, характерные для детей этого возраста. Например, они начинают становиться независимыми, процесс, который продолжается на протяжении всей юности. Хотя большинство детей все еще привязано к своим семьям, они все больше начинают стремиться принимать решения самостоятельно и проводить больше времени со своими друзьями и меньше в кругу семьи.

 

Как ни трудно для родителей это стремление детей к независимости, очень важно делать все, чтобы сохранять доверительность в общении с ними. Если дети не могут позволить себе быть откровенными в общении со своими родителями в этом возрасте, то эта проблема лишь усугубится в подростковом возрасте, а недостаточно хорошие отношения с родителями в юности делают молодежь неустойчивой к влиянию со стороны сверстников, для которых употребление алкоголя и наркотиков является нормой поведения.

 

Важно, чтобы работающие с детьми в 6–7 классах взрослые:

– помогали детям развить умение вести здоровый, продуктивный образ жизни;

– помогали детям обрести ориентиры на будущее, включающие продолжение их образования и ответственное отношение к себе и другим;

– помогали детям научиться правильно общаться со сверстниками и противостоять дурному влиянию с их стороны;

– помогали детям развивать дружеские отношения, которые оказывают благотворное влияние и способствуют их собственному развитию;

– помогали детям выработать правильное поведение, помогающее справляться с возможными неудачами, отказами и постигающими разочарованиями;

– информировали детей об алкоголе и каждом из видом наркотиков в отдельности и помогали им подыскивать конкретные причины для отказа от каждого из них.

 

В этот период жизни дети все чаще сталкиваются с алкоголем и наркотиками и нуждаются в информации о них. В обществе прочно укоренилась мысль, что употребление алкоголя является приемлемым. Поэтому учащимся нужны знания, чтобы начать осознавать опасность, которую представляет употребление алкоголя и противопоставить ее тем положительным упоминаниям об алкоголе, которые они постоянно слышат.

 

Анализ литературных источников, журнальных статей, социологической статистики и собственных опытных данных позволил обнаружить обширный перечень факторов, способствующих наркотизации и алкоголизации молодежи.

 

Факторы, приводящие к риску алкоголизма и наркомании среди подростков.

 

Экономическое/социальное неблагополучие.

Дети из социально неблагополучных семей, для которых характерны социальная изолированность, неудовлетворительные жилищные условия, родители которых имеют мало престижный род занятий или являются безработными, имеют большие шансы быть постоянным участником правонарушений и часто злоупотреблять алкоголем и наркотиками.

С другой стороны, примерно также высок шанс наркотизации у детей из внешне благополучных, состоятельных семей: озабоченность родителей своим социальным положением, напряженность, тревожность, конфликты, часто возникающие в отношениях между бизнесменами и их супругами и детьми, создают неблагоприятную обстановку в семье, что не может не отразиться на психологическом благополучии подростка. Со стороны психологов контроль практически невозможен, поскольку без запроса (обращения) специалисты не могут вмешиваться в семейную ситуацию и, следовательно, противостоять высоко вероятной наркотизации подростка

 

Частые перемены места жительства.

Частые перемены места жительства оказывают отрицательное влияние на психологическое состояние подростка, поскольку сталкивают его с необходимостью построения отношений с новыми друзьями, соседями, одноклассниками, что часто влияет на появление трудностей и проблем. Чем чаще семья переезжает, тем выше опасность возникновения проблем, связанных с употреблением наркотиков. Однако, если семья умеет органично вливаться в жизнь общества на новом месте а соседи ей рады, данный риск понижается.

 

Семейная предрасположенность.

Дети, рожденные или воспитанные в семьях с алкогольными традициями, подвержены большему риску пристраститься к алкоголю и другим наркотикам. В этом свою роль, по–видимому, играют как генетические факторы, так и влияние непосредственного окружения.

 

Неумелость и непоследовательность в воспитании.

В семьях, в которых родители не устанавливают четких норм поведения, в которых дети остаются предоставленными самим себе и где дисциплинарная практика чрезмерно сурова и непоследовательна, подростки подвергаются большему риску совершения правонарушений и частого употребления алкоголя и наркотиков. Здоровые, эмоционально насыщенные, отношения в семье чаще всего являются фактором, предотвращающим тягу ребенка к алкоголю и наркотикам.

 

Наряду с факторами, способствующими наркотизации и алкоголизации подростков и молодежи можно выделить факторы, препятствующие или защитные.

 

Некоторые дети, даже когда они подвергаются многим факторам риска, не употребляют наркотиков и алкоголя. Исследования показывают, что от употребления наркотиков удерживает, по–видимому, целый ряд защитных факторов:

1) чувство юмора;

2) внутренний самоконтроль, ребенок чрезвычайно целеустремленный; стрессоустойчивость;

3) важность взаимоотношений по крайней мере с одним взрослым человеком помимо родителей. Учитель может иметь огромное влияние на поведение ребенка;

4) привязанности – склонность жить по законам и нормам общества, школы, и/или семейным стандартам:

– преданность, близость, открытость;

– обязательства перед группой и возложенные на нее надежды;

–совпадающие с принятыми в  группе нравственные ценности (семья, школа);

– условия, способствующие возникновению привязанностей:

– возможность активного участия в работе группы. Учащийся имеет определенные обязанности и добивается успехов в их выполнении;

– успешное овладение необходимыми умениями;

– признание и одобрение умелых действий.

5) Нормы, исключающие употребление алкоголя и наркотиков, принятые: в семье, в школе, в общине.

Материал подобрала педагог-психолог Никонова А.И.

(Источник: С. В. Березин, К. С. Лисецкий «Психология ранней наркомании»)

Категория: Информация | Добавил: school18mgd (14.05.2016)
Просмотров: 490 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: